Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Домашнее обучение
Интернет форум с оплатой за сообщения > Общение > Говорим обо всем! > Учёба
finalgonovec

Без школьной скамьи



Решение проблем школы многие видят в отказе от школы как таковой



Современные родители всерьез и не без оснований обеспокоены качеством среднего образования и зачастую вынуждены как следует подумать, прежде чем отправить своего ребенка учиться в школу. Низкий уровень преподавания, чрезмерные нагрузки и вызванный ими стресс, поборы и "дедовщина", уравниловка, да и просто дурное влияние молодежной субкультуры, пышно расцветающей в школьных стенах, побуждают все большее число родителей искать альтернативные пути обучения своего ребенка. Дорогостоящие частные школы, лицеи и гимназии для одаренных детей зачастую или просто не доступны, или не способны решить всех проблем. В поисках достойной замены родители-энтузиасты обращаются к семейному образованию.

В двух словах, семейное образование — это когда родители сами обучают своих детей по школьной программе у себя дома, без помощи учителей. Хотя поначалу идея звучит несколько дико, она вполне разумна и имеет свою историю успеха. По сравнению с Западом, это достаточно новая форма, хотя закон о семейном образовании был принят у нас еще в 1993 году. Статья №10 Закона об образовании РФ гласит: "С учетом потребностей И возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования". Семейное образование не следует путать с так называемым надомным, которое предполагает посещение учителем больного ребенка, который не в состоянии ходить в школу сам.

По словам людей, посвятивших себя развитию семейного образования, на него решаются только те, для кого дети — самая большая жизненная ценность. Они убеждены, что карьера, невыплаты зарплаты отступают на задний план и меркнут по сравнению с важностью задачи воспитания ребенка. Во многих семьях есть мамы, папы, бабушки, дедушки, родственники, которые вполне способны освоить с ребенком школьную программу по всем предметам. Результаты исследований, полученные в США, показывают, что в среднем академическая успеваемость детей, получающих образование дома, выше, чем у детей из обычной школы. Они отличаются в лучшую сторону по многим параметрам.

Организация семейного образования в России проходит следующим образом: родители пишут заявление на имя руководителя общеобразовательного учреждения. Следующим шагом является заключение двустороннего договора, где прописаны все условия прохождения промежуточной аттестации ребенка, условия, которые должны выполнять родители и школа. В программе написано что изучается, перечень тем, главные понятия, что должен уметь, знать ребенок. Родителям выдается учебный план для каждого класса, где четко прописано, что аттестация будет проходить по конкретному учебнику. Программа по каждому предмету построена так, чтобы помочь подготовиться к поступлению в соответствующий вуз. В школе ребенок практически, не может выбрать то, что ему нужнее всего, а остальные предметы изучать в сокращенном объеме, а в семейном образовании это возможно. Среди детей, обучающихся дома, самой обширной группой являются дети с ранней профоориентацией, которым просто некогда ходить в обычную школу и проводить там целые дни. Они тратят лучшие часы на свое основное занятие. Их задача — в минимальном объеме пройти школьную премудрость и сдать экзамены.

При переходе на семейное образование ребенок числится в журнале с записью "обучается по семейной форме", один из экземпляров договора вместе с приказом отдается в централизованную бухгалтерию, чтобы государственные средства, выделяемые на обучение ребенка в школе, перечислялись на счет семьи. За то, что родители становятся учителями своих детей, государство ежемесячно выплачивает им определенную сумму денег (в Москве она составляет 1800 рублей). И, наконец, по желанию и в силу обстоятельств можно всегда перейти с семейного образования на очное обучение и наоборот.

Семейная форма обучения имеет ряд существенных преимуществ перед очной. . Лариса Жукова, директор московской школы № 578, считает, что одной из положительных сторон семейного образования является самостоятельное обретение знаний. По словам Игоря Чапковского, основателя семейно-педагогического центра, главным преимуществом семейного образования является честное знание. Дело в том, что некоторые родители переходят на семейное образование, потому что разочаровываются в школьной системе. Не все "4" и "5" являются в школе заслуженными. Он называет обучение в семье единственной подлинно альтернативной формой обучения, так как здесь меняется ответственное лицо — им становятся родители. Родители могут регулировать ежедневные нагрузки при углубленном изучении предметов.

Своим опытом поделилась с нами Марина Байкова, мать троих детей, которых она обучала дома. Она уверена, что семейное образование позволяет в кратчайшие сроки вывести ребенка на самообразование и сохранить познавательную активность и желание учиться. По ее словам, самообразование в настоящее время — иногда единственный путь для детей из малообеспеченных семей получить достойное образование. К сожалению, часто родители просто не знают, что есть такая форма получения образования. То же самое относится и к учителям, и к директорам школ. Часто родителям "грудного" ребенка советуют найти другую школу с "индивидуальным подходом" или с коррекционными классами. Встает вопрос — что же все-таки главное: ребенок или система образования?

Каковы основные трудности, стоящие на пути у семейного образования? По словам Тамары Бабкиной, заместителя главного специалиста Управления образования Южного административного округа Москвы, не каждой маме удается одновременно быть требовательной учительницей, заинтересованной в образовании своего ребенка, и нежной матерью, а, кроме того, дети в этом случае отрываются от коллектива. Однако с последним утверждением сторонники семейного образования категорически не согласны, утверждая, что такое могут говорить только те люди, которые не общаются с детьми и не знают их жизни. Даже учась дома, дети ходят в спортивные секции, кружки, играют во дворе, дружат с соседскими детьми и таким образом достаточно общаются со сверстниками.

Все, кто рассказывал нам о семейном образовании, утверждают, что, переходя на самостоятельное обучение ребенка, нужно помнить об ответственности. Не всем родителям это по силам. Марина Байкова говорит, что часто на семейное образование выводят детей из так называемых "групп риска". Это дети, которые имеют определенные сложности при обучении в школе недлительные, неуравновешенные, неусидчивые, имеющие проблемы со здоровьем и т.д. С другой стороны, это дети с так называемым "опережающим развитием", которых не устраивают темпы школьной программы, дети, профессионально сориентированные. Таких детей в школах более половины.

В Москве больше всего детей обучается по системе семейного образования именно в Южном округе. Как пояснила нам Тамара Бабкина, причиной популярности семейного образования в округе явилась разъяснительная работа, включающая собрания с родителями и распространение информации через СМИ. По ее словам, тем, кто хочет обучать ребенка в семье, оказывается вся необходимая помощь. Тем не менее многие люди, вовлеченные в популяризацию семейного образования, среди которых и Игорь Чапковский, сетуют, что государство разрешило эту форму, но не поддерживает ее. При переходе на семейное образование родители сталкиваются с препятствиями, прежде всего со стороны чиновников, директоров школ и даже учителей, которые либо просто не знают о такой форме обучения, либо не одобряют ее, либо просто не хотят брать на себя ответственность.

Анатолий Антонов, заведующий кафедрой социологии семьи социологического факультета МГУ им. Ломоносова, считает, что эта форма образования является самой перспективной в мире. По его словам, нет ничего более естественного, когда мама и папа становятся учителями своих детей, не нанимая репетиторов. Как специалист по социологии семьи, профессор Антонов видит в этой форме образования еще и путь преодоления углубляющегося в российском обществе кризиса семьи; который вызван не столько экономическим отставанием, сколько падением престижа семейного образа жизни в глазах россиян. Служа делу укрепления и сплочения семьи, семейное образование позволяет родителям передать своим детям весь накопленный ими опыт, весь духовный багаж, без которого нельзя стать настоящим человеком. Семейное образование объединяет родителей и детей, делает семью менее подверженной разводу. Члены такой семьи не просто вместе чистят зубы — они вместе работают, учатся и развлекаются. В такой семье в гораздо большей степени обеспечивается преемственность поколений и дети лучше защищены от негативного влияния извне.

Кирилл Петуховский

Туяра Назарова


Газета «Жизнь Евразии», 2004г., июль-август
Alina
Мне думается, это не выход. Ребёнок будет отшельником. Задача родителей - помочь адаптироваться к реальной жизни, от самой жизни ведь не спрячешься, а не перевести его на домашнее обучение.
finalgonovec
в многодетной семье проблемы общения не существует и к томуже дети могут общятся со своими сверстниками после того как те вернутся из школы
из плюсов можно упомянуть то, что ребенок не увидит с детства безразличие взрослых(учителей) когда у него на перемене забирают котлету :-)
Alina
Одно дело общаться с братьями и сёстрами, с родными людьми и совсем другое дело - уживаться в школьном коллективе, быть частью социума. Забранная котлета - не такая уж большая проблема, со сверстниками во дворе можно тоже что-нибудь не поделить и точно также у ребёнка могут отобрать какую-нибудь игрушку, к примеру.
finalgonovec, Вы наверное, не доедали в школе? - раз такие ассоциации smile.gif
finalgonovec
Цитата(finalgonovec @ 28.7.2010, 0:47) *
в многодетной семье проблемы общения не существует и к томуже дети могут общятся со своими сверстниками после того как те вернутся из школы
из плюсов можно упомянуть то, что ребенок не увидит с детства безразличие взрослых(учителей) когда у него на перемене забирают котлету :-)

а нас в школе не кормили . нам несказанно повезло. мы учились на голодный желудок - так лучше усваевается. shuchu.gif но если серьёзно,то у моих родственников проживающих в деревне, очень скромная и застенчивая дочь, и она не может на перемене зайти по нужде в школьный туалет находящийся во дворе школы, так как там курят старшекласници, и она вынуждена бегать на другой конец села, и поэтому часто опаздывает на урок.а учителям до этого нет дела они занимаются в этом некогда святом месте зарабатыванием денег.это в деревне, а что сейчас тварится в городских школах где ученики гораздо "продвинутее"?
как-то занимался ремонтом мобильных телефонов(был такой период) трубки на ремонт часто носили школьники 10-15 лет, так я у них в телефонах насмотрелся и порнухи и весёлых картинок с маковыми и конопляными листьями, шприцами перекрещёнными с папиросой, сцен насилия и убийства! и всё это "добро" они передают друг-другу в школе по блютуз. просто ужас!
Alina
Все эти "прелести", что Вы описываете они с таким же успехом могут передавать друг другу и на улице, во дворе - для этого не обязательно ходить в школу. Сейчас время такое - всё разрешено, цензуру-то отменили ещё Бог весть когда, а дети восприимчивы к любой информации, тем более к пикантной.
Lorik
Это только кажется,что образованный родщитель может обучать своего ребенка.Я убедилась на примере своей дочки,что я ее ничему научить не могу,просто не могу,я сразу начинаю орать скандалить,ребенок от меня прятался,плакал.Кошмар!
svitich59
Да я тоже считаю что детям необходимо общение со сверстниками, а не только с родственникоми, иначе они вырастут отрешенными от общества и не смогут нориально существовать в современном мире, когда практически все вещи изменяются с немыслемой скоростью.
Аленушка
Ой, как все индивидуально! Есть дети которым тесно в школе, для них нужно создовать особые условия. Есть гениальные родители "вытаскивающие" своих детей из умственной отсталости в таланты. Но, в целом...Я по образованию психолог, ко мне нередко приводят детишек, которые не хотят даже лепить или рисовать с родителями, а про буквы или цифры я просто молчу. У таких деток просто расписаны "Роли". Мама-кормит, ласкает, ругает, любит. Учительница- учит. Причем такая расстановка существует и у самых маленьких детишек и у школьников. Да и круг общения, как тут пишут желательно расширять и с трудностями надо учиться справляться.
Macavity
сейчас у нас в основном на домашнее обучение выводят в школах коррекции.
В основном это дети, которые не могут обучаться в обычных условиях и требуют особого подхода, специальных программ и проч.: слабослышащие или слабовидящие, с различными формами психических заболеваний, эпилептики и т.д.

Как форма "продвинутого обучения" домашнее обучение практикуется крайне редко и в основном это касается начальной школы. Для старших классов альтернатива обычным школам с переполненными классами и уравнительной системой обучения - лицеи и гимназии с углубленными изучениями отдельных предметов по спецпрограммам.
Nothing
Когда я училась в школе, у нас был мальчик, который сначала вроде ходил в школу, но был очень замкнутый. А потом и вовсе перешел на домашнее обучение. Насколько я знаю, больным он не был. Просто такой человек.
Позже я видела, что и в институт он приходил с мамой.
Macavity
Цитата(Nothing @ 25.1.2011, 15:35) *
Когда я училась в школе, у нас был мальчик, который сначала вроде ходил в школу, но был очень замкнутый. А потом и вовсе перешел на домашнее обучение. Насколько я знаю, больным он не был. Просто такой человек.
Позже я видела, что и в институт он приходил с мамой.

Болезнь болезни рознь.
Мальчик, о котором ты говоришь, судя по описанию аутист.
99% аутистов как раз и обучаются на дому.
Depeche mode
Полнейший бред. Все кто учился дома либо умственно отсталые либо у них родители больные...
В школе человек учиться общаться, взаимодействовать с другими людьми, а на дому ничему такому не научишься
Елена П.
Цитата(Depeche mode @ 22.3.2011, 9:38) *
Полнейший бред. Все кто учился дома либо умственно отсталые либо у них родители больные...
В школе человек учиться общаться, взаимодействовать с другими людьми, а на дому ничему такому не научишься


Так получилось, что я не ходила в детский сад. В школе, поначалу, мне трудно было вписаться в коллектив. Но в ВУЗе все пошло, как по маслу.
Я считаю, что не стоит детей прятать от реальной жизни.
labyrinthos
встречался с многими случаями, когда дети, которые обучались на дому после этого становились не лучшими составляющими нашего общества.. Преступники, алкоголики и т.д..
мне кажеться, что обучение, тем более что в школе должно проводиться в коллективе, где коллектив и воспитает этого ребенка...
чем больше ребенок находится под родительским крылом - тем больше он хочет выбраться из него и совершить что-то что ему всегда запрещали.. так и появляются правонарушения..
Анюта
каждый ребёнок должен пройти через школу-это естественно,а психологическую травму можно получить просто выйдя в магазин.нужно учить ребёнка самоуважению и умению защитить себя,разговаривать с ним.школа-это не только учёба,но и общение со сверстниками,без которого ребёнок просто не готов будет выйти во взрослую жизнь.
ivankudinr
В школе и в институте, человек учится не только наукам, но и общению, взаимоотношению с людьми, элементарным навыкам, позволяющим ему нормально жить в нашем мире. Так что я против домашнего обучения.
alevtina
Некогда не нужно зарывать голову в песок мы живем в этом жестоком обществе и нужно одоптировать деток к нашей среде. Дети, которые росли под колпаком родителей страдают в жизни чаще, чем адаптированные дети.
Marinka
Я тоже за школу и за нормальное посещение. Если конечно нет серьезных причин для домашнего обучения...
Ребенок должен развиваться в кругу сверстников, уметь выходить из трудных ситуаций и адаптироваться в окружающем мире.
alevtina
В школу ходить нужно всегда добывать знания и общаться со своими сверстниками. Ведь человек формирует свое я еще с самого детства.
Натка0603
Ребенку рано или поздно придется столкнуться со сверстниками и обществом. Интересно, родители и аттестат будут давать. А как такой ребенок сможет пойти в институт. Меня тоже смущает школьная программа и отношения между учениками, но я понимаю, что это школа жизни и ребенок должен ее пройти.
EPrit
Ребенок должен посещать школу - окружающий мир, к сожалению, мало напоминает оранжерею, а где еще можно так хорошо отточить зубки, научиться постоять за себя или, в конце концов, просто "решить вопрос"?! Другое дело, что подход к школьному образованию юдолжен быть коренным образом изменен... Только вот кого это трогает?
alslat
Я считаю что домашнее обучение не выход. В школе у него появятся новые друзья, знакомые, будет хотя-бы у меть вести себя в коллективе, будет больше видеть окружающий мир.
Leo Messi
Надо помнить,что школа не только даёт нам знания,там мы приобретаем опыт общения со сверстниками,безценный опыт.
Lidi
Школа- это важнейший этап развития ребенка. Там не только получают знания, но и учатся общаться, делают ошибки и учатся их преодолевать, просто нужно выбрать правильную школу. Дома можно заниматься с ребенком, чтобы он получал дополнительные знания, но лишать его школы не нужно!
unicum4
Наше время информационное и информация поступает к нам в большей степени негативной. Я прекрасно понимаю родителей, которые боятся за своих детей, но нужно осознать, что необходимо детям контактировать с окружающим миром. Потому что ребёнок, который учился дома и сидел там постоянно - ему будет труднее общатся с людьми, комплексы и пр. А так, очень многое зависит от воспитания. Если научат, что не нужно выделятся и в то же время не быть как все, личность есть личность, тогда и проблем не будет.
erastovalidia
Понятно желание родителей оградить своих любимых чад от проблем. Но домашнее обучение - это не выход. После такого обучения ребенку будет очень трудно адаптироваться в любом коллективе.
klim97
не читал предыдущие коментарии, чтобы ничего не перехватить с них и не сбить мою уникальную точку зрения) Я думаю, что оторвя ребёнка от школы, просто нарушится его общение и связь с его однолетками и сородичами. А это не есть хорошо. Даже когда перевели с одной школы в другую (ставлю в пример себя), то а мне это немножко сказалось -- перестал общаться с многими из старой школы и в новой школе не смог познакомиться с половиной учащихся в школе (в предыдущей почти вся школа со мной здоровалась, а я с теми ребятами и девчёнками). В итоге: прежде чем что-то сделать, не давите на ребёнка, а просто спросите чего он больше хочет. А потом только делайте выводы.
Kireev
Есть такие дети, которым тяжело общаться в коллективе. И зачем тогда их мучить и навязывать это общение? Пусть учатся дома, тем более это спокойнее и никто мешать не будет. Для многих спортсменов - это единственный способ продолжать карьеру.
samira-89
Не понимаю я подобный вид обучения.
samira-89
Очень многие практикуют именно такой метод обучения.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум © 2001-2024IPS, Inc.