Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Начало
Интернет форум с оплатой за сообщения > Общение > Говорим обо всем! > Кино и телевидение > Боевики, триллеры, детективы
Легион
«Начало» (англ. Inception, произносится [ɪnˈsɛpʃən]) — научно-фантастический триллер Кристофера Нолана, основанный на идее осознанных сновидений[3]. Профессионалы промышленного шпионажа, использующие специальные приёмы для извлечения стратегически важной информации путём вторжения в сны других людей, осваивают новую технику — «внедрение» (видимо, более точный перевод оригинального названия фильма[4], в русском дубляже герои фильма используют слово «внедрение» там, где в оригинале звучит inception) идеи в сознание человека через его сновидение. Важную роль в фильме играет технология, позволяющая нескольким людям погружаться в один и тот же сон. В жанровом отношении «Начало» напоминает традиционный «фильм-ограбление»[5][6][~ 1], с той разницей, что целью является не похищение объекта, а внедрение идеи в сознание жертвы.

Работа над картиной стартовала в начале 2000-х, когда Нолан написал 80-страничное изложение сюжета о похитителях снов. В 2001 году он обсуждал идею фильма с кинокомпанией Warner Bros., но пришёл к выводу, что экранизация такого сюжета не может быть малобюджетной, а опыта съёмок блокбастеров в то время у него не было[6]. Только после завершения работы над таким рекордсменом кассовых сборов, как «Тёмный рыцарь», Нолан почувствовал в себе силы вернуться к «Началу». Первым делом он за полгода отшлифовал сценарий[7], который студия в конце концов одобрила и приобрела у него в феврале 2009 года. Съёмки картины начались в Токио в июне, а закончились в Канаде в ноябре того же года[8].

Бюджет фильма составил 160 млн $, расходы поделили между собой Warner Bros. и Legendary Pictures[9]. Репутация Кристофера Нолана и ошеломляющий успех «Тёмного рыцаря» позволили потратить на рекламу картины 100 млн $. Премьера состоялась в Лондоне 13 июля, на три дня раньше выхода фильма в обычных кинотеатрах (включая формат IMAX). Фильм получил положительные отзывы кинокритиков, собрав в первый день североамериканского проката 21 млн $, а за уикенд — 62,7 млн $, что стало лучшим результатом для оригинальной кинофантастики (если не брать в расчёт «Аватар»)[10]. Фильм занимает 13-ю строчку списка 250 лучших фильмов по версии IMDb[11] и 6-ю строчку списка 250 лучших фильмов по версии пользователей «КиноПоиска»[12].

Доминик Кобб[~ 2] (Леонардо Ди Каприо) просыпается на пляже, где его обнаруживают вооружённые люди и приводят к хозяину — старику-японцу. Охрана показывает старику вещи Кобба: пистолет и миниатюрный металлический волчок — тотем Кобба. Старик начинает вращать его.

В следующей сцене Кобб в присутствии своего напарника Артура (Джозеф Гордон-Левитт) предлагает бизнесмену Сайто (Кэн Ватанабэ) свои услуги по защите от извлечения. На самом деле, цель Кобба и Артура — секретная информация Сайто, которую им удаётся извлечь, но неожиданно обнаруживается, что жена Кобба Мол[~ 3] (Марион Котийяр) проинформировала Сайто об их целях, и тот отредактировал имевшиеся данные. Кобб, держа конверт с секретной информацией в руках, вынужден смотреть, как Артура пытают, стреляя ему в ногу. Ему не остаётся ничего другого, как убить Артура, чтобы тот проснулся, но из-за этого сон начинает разрушаться. Кобб с Артуром просыпаются в секретном убежище Сайто. Сайто просыпается там же; угрожая ему, напарники бросают Сайто на ковер. Тот осознаёт, что до сих пор спит, когда обнаруживает, что ковёр сделан из другого материала. Это была ошибка «архитектора» сна Нэша (Лукас Хаас), который впоследствии попытается предать команду, рассказав всё Сайто. Понимая, что ему нечего опасаться, так как он во сне, Сайто торжествует. Команда прерывает миссию и просыпается в поезде, который спешно покидает, оставляя в нём просыпающегося Сайто.

Сайто находит Кобба и Артура и объясняет им, что это извлечение было проверкой. Он просит их выполнить «внедрение» — тайно занести идею в разум человека. В обмен он гарантирует Коббу возможность вернуться в США, где его считают преступ­ником. Целью становится Роберт Фишер (Киллиан Мёрфи), сын умирающего конкурента Сайто-Мориса Фишера (Пит Постлетуэйт), которого надо заставить разрушить деловую империю своего отца, так как на их пути остался только Сайто. Артур утверждает, что внедрение невозможно. Кобб не соглашается, говоря о том, что однажды проделывал такую операцию.


Квартал Парижа, в котором снималась сцена первого совмещенного сна Ариадны с КоббомНуждаясь в новом «архитекторе», Кобб посещает в Париже своего тестя и наставника Майлса (Майкл Кейн), который представляет ему одну из своих лучших студенток — Ариадну[13] (Эллен Пейдж). Ариадна должна заменить Нэша, провалившего операцию и сдавшего команду Кобол Инженеринг. Остальные участники — Имс (Том Харди), который меняет свой облик во снах, и Юсуф (Дилип Рао), фармацевт, приготавливающий снотворное для команды.

Ариадна относится к Коббу с подозрением из-за столкновения с Мол. Ей становится известно, что Кобб и Мол вместе выстроили в лимбе[14] целый город, в котором прожили в мире и согласии целых 50 лет. Кобб, тем не менее, захотел вернуться в реальность и начал убеждать Мол, которая категорически отказывалась. Тогда он совершил «внедрение» в её разум идеи о том, что они во сне, а не в реальности. Состарившиеся Кобб и Мол ложатся на рельсы, чтобы погибнуть под колёсами поезда и вернуться в реальность. Они умирают, взявшись за руки.[~ 4][14][15]

Однако «внедрение» идеи подобно вирусу — постепенно оно полностью захватывает сознание человека, и Мол, находясь уже в реальности, стала сомневаться относительно её истинности. Она убедила себя, что до сих пор находится во сне, и намеревалась совершить самоубийство, чтобы «проснуться». Пытаясь вынудить мужа последовать за собой, она отправила в прокуратуру заявление о том, что именно он виновник её смерти. Несмотря на уговоры Мол, Кобб отказался, став невольным свидетелем её самоубийства, когда она выбросилась с карниза. Оставленные Мол бумаги позволили властям обвинить его в убийстве, что вынудило Кобба уехать из США, где у него осталось двое детей, воспоминания о которых неотступно преследовали его.

Имс разрабатывает план внедрения, базирующийся на сложных отношениях Фишера с отцом. Идея должна походить на собственную, не внушённую кем-то, мысль человека. План требует использования нескольких уровней сна, соответствующих более глубоким уровням подсознания Фишера. Когда умирает Морис, команда устраивает всё так, чтобы оказаться на одном с Робертом 10-часовом перелётном рейсе из Сиднея в Лос-Анджелес.


Архитектура сновидений строится на использовании лестниц Пенроуза (вариация на тему треугольника Пенроуза)Юсуф стал сновидцем первого сна, имевшего место в дождливом городе[~ 5]. Похитив Роберта, команда подвергается атаке его «проекций»-охранников, в результате которой Сайто серьёзно ранен. Кобб понимает, что Роберта обучали препятствовать извлекателям. Отменить миссию из-за сильного снотворного нельзя, но если членов команды убьют, то они попадут в лимб, где невозможно различить сон и реальность и можно сойти с ума. Чтобы начать внедрение, Имс принимает облик Питера Браунинга (Том Беренджер), крёстного отца Роберта. Он говорит, что в офисе Мориса был сейф с завещанием, в котором указано его желание разделить свою компанию. Команда Кобба под видом похитителей требует назвать код к сейфу. Роберт не знает комбинацию и называет случайные шесть цифр — 528491. Команда садится в микроавтобус, чтобы сбежать от охранников Роберта.

Они входят во второй сон (Артура) — гостиницу, созданную, как и все другие уровни сна, Ариадной. Юсуф остаётся в первом сне за рулём микроавтобуса, пытаясь оторваться от преследователей. Извлекатели убеждают Роберта, что похищение в первом сне было организовано Браунингом, чтобы узнать код и уничтожить завещание. Они убеждают его погрузиться в один сон с Браунингом, чтобы выведать его истинные мотивы. Тем самым они спускаются в сознание Роберта ещё глубже. Артур остаётся в гостинице для их защиты.

Третий сон (Имса) происходит в засыпанной снегом крепости. Сайто и Роберт начинают поиск хранилища с сейфом, а Кобб и Ариадна вместе с Имсом отвлекают многочисленные «проекции» Роберта в виде охранников крепости. Сайто умирает от ран, а Мол в крепости убивает Роберта прежде, чем тот вошёл в хранилище. Кобб убивает Мол. Ариадна предлагает вернуть Роберта к жизни, войдя в лимб.

В лимбе Кобб и Ариадна попадают в город, созданный ранее Коббом и Мол. Найдя её, Кобб объясняет Ариадне, откуда знает о возможности внедрения. Мол отказалась оставить придуманный ими мир, и Кобб привил ей идею, что её жизнь была сном. Идея стала слишком сильной, и проснувшись, Мол полагала, что до сих пор спит. Это привело её к самоубийству. Поэтому проекция Мол мешает работе Кобба, являясь проявлением его вины за её смерть. Кобб осознаёт, что его жена мертва, и винит себя в её гибели.

Стратегия выхода команды зависит от применения «выброса», ощущения падения или толчка, которое разбудит человека. Чтобы вернуться в реальный мир, они должны организовать ряд ступенчатых выбросов на всех уровнях сна. Первый выброс состоится, когда машина Юсуфа упадёт с моста, но он вынужден сделать это раньше и, так как выбросы не связаны, команда не разбужена. Из-за падения фургона с моста гостиница оказывается в условиях невесомости. Артур переносит команду внутрь лифта, который оснащает взрывчаткой (лифт ускоряется в невесомости за счёт взрывчатки, тем самым создавая эффект силы тяжести за счёт ускорения лифта). Третий выброс происходит во сне из-за активации детонаторов вокруг крепости.

Роберта возвращают к жизни с помощью дефибриллятора Имс и Ариадна, скинувшая его с небоскрёба в лимбе. Он возвращается в хранилище, где находит проекцию умирающего отца — Мориса Фишера. Морис говорит, что разочарован не тем, что его сын не смог пойти по его стопам, а тем, что пытался сделать это. Сейф содержит бумажное завещание и предмет из детства Роберта, помогающие ему пережить эмоциональный катарсис. Роберт решает разделить отцовскую корпорацию, стремясь самостоятельно добиться успеха. Таким образом, операция внедрения успешно завершена.

Ариадна спрыгивает с балкона здания в лимбе, чтобы вернуться в третий сон, выброс которого синхронизирован с оставшимися снами. Подразумевается, что механизм таймера возвращает их в реальность, как только заканчивается действие снотворного. Кобб остаётся в лимбе, чтобы спасти Сайто. Повторяется первая сцена фильма, в которой Кобб попал к Сайто. Он стал стариком из-за разницы во времени между снами и прожил жизнь, не зная о том, что спит. Сайто помнит Кобба и берёт пистолет.

Далее Кобб просыпается на самолете, где всё идёт по плану. Сайто выполняет своё обещание, Кобб возвращается в Америку к своей семье. Зайдя в дом, он запускает на столе свой волчок, чтобы проверить, не спит ли он, но отвлекается на играющих в саду детей (раньше он не мог вспомнить и видеть их лица). Сын встречает его словами: «Смотри, что мы строим! Мы строим домик на скале…»[~ 6]. Волчок продолжает вращаться, но остановится ли он, в фильме не показано.

[править] Открытый финалВ финальной сцене оставлен элемент неопределённости в стиле «Бегущего по лезвию»: экран затемняется как раз в тот момент, когда волчок начинает заметно вибрировать, возможно, готовясь прекратить своё вращение. Многое в фильме показано глазами Кобба[16]. Зритель видит, как по ходу повествования растёт его зависимость от волчка, как он теряет осознание того, что в этом мире реально, а что — нет[16]. Особенность последней сцены в том, что Кобб больше не смотрит на волчок.

Нолан признаёт, что большую роль играют в фильме дети Кобба (каждого играют по два актёра), точнее то, как он представляет их себе, — по словам режиссёра, «это сочетание фантазии, воспоминаний и сновидений» — однако отвергает распространённое суждение, будто в конце фильма Кобб встречает своих детей в тех же позах и одежде, которые ему уже вспоминались прежде[16][~ 7]. Наблюдательный зритель заметит, что через фильм пропущены и другие повествовательные мотивы, служащие индикаторами того, где происходит действие — во сне или в реальности. Во сне Кобб ощущает присутствие жены, чувствует себя по-прежнему женатым, поэтому на его пальце всегда заметно обручальное кольцо. В реальности (включая самую последнюю сцену) он кольца уже не носит. Волчок крутится бесконечно долго только во сне. Во всех сценах, где Кобб не носит кольца, волчок в конце концов уступает физическим законам и останавливается.

«Неопределённость вплетена в самую ткань фильма. Фильм не даёт однозначных ответов», — комментирует финальную сцену режиссёр[16]. Он признаёт, что у него есть своё мнение о том, что происходит в конце фильма[~ 8]. Но для него важно, чтобы зритель смотрел на эту сцену глазами главного героя, у которого недостаточно данных, чтобы сделать однозначный вывод[16]. По его словам, принципиальна психологическая подоплёка: в конце фильма Кобб не следит за движением волчка, так как его уже не волнует, реально происходящее или нет[16]. Реальность это или сон — не имеет для него такого уж большого значения.

Золотой глобус Лучший фильм (драма) Кристофер Нолан Номинация
Лучший режиссер Кристофер Нолан Номинация
Лучший сценарий Кристофер Нолан Номинация
Лучшая музыка к фильму Ханс Циммер Номинация
Британская академия Лучший фильм Кристофер Нолан Номинация
Премия имени Дэвида Лина за достижения в режиссуре Кристофер Нолан Номинация
Лучший оригинальный сценарий Кристофер Нолан Номинация
Лучшая работа оператора Уолли Пфистер Номинация
Лучший монтаж Номинация
Лучшие визуальные эффекты Победа
Лучший звук Победа
Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму Ханс Циммер Номинация
Лучшая работа художника-постановщика Ларри Диас, Гай Диас, Дуглас А. Моуат Победа
Оскар
Лучший фильм Кристофер Нолан Номинация
Лучший оригинальный сценарий Кристофер Нолан Номинация
Лучшая операторская работа Уолли Пфистер Победа
Лучший звук Победа
Лучший звуковой монтаж Победа
Лучшая работа художника-постановщика Номинация
Лучшие визуальные эффекты Победа
Лучшая музыка Ханс Циммер Номинация
Writers Guild Award Лучший оригинальный сценарий Кристофер Нолан[45] Победа
alevtina
Кино интересное я его пересматривала 3 раза с большим удовольствием.
rema2000
Фильм хороший. Мне особенно понравился сюжет. Этот фильм явно со смыслом. Графика на достаточно высоком уровне. Вообщем фильм удался на славу.
Polinaaa
А если быть правильным фильм Внедрение
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум © 2001-2024IPS, Inc.